7 стадий жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара – это время, которое он находится на рынке. Знание особенностей каждой стадии помогает маркетологу качественно управлять продажами. Выделяют семь стадий цикла товара:

  • Создание
    – Отдел маркетинга выделяет целевую группу и изучает потребительский спрос на будущий товар. На основании этой информации экономисты планируют количество запускаемой партии, ее себестоимость, цену и географию распространения
  • Внедрение
    – Этап запуска изделия в магазины и супермаркеты. Он характеризуется высокими издержками на производство и продвижение продукта и низкими доходами от продаж. Успех предприятия во многом зависит от рекламы, качества изделия и его цены. Производитель может установить высокую цену, и тогда товар будет медленно входить на рынок, но иметь большой доход с единицы изделия. Низкая цена продукта обеспечит быструю популярность, но снизит его доходность
  • Рост
    – На этапе роста товар узнают все больше потребителей. Расширяется его производство, увеличиваются прямые затраты и снижаются накладные. Появляется прибыль от проекта
  • Зрелость
    – Товар занимает планируемый сегмент рынка. Производитель имеет высокий и устойчивый товарооборот по запущенной ранее партии. Себестоимость изделия за счет накладных расходов и логистики снижается. Успех продукта привлекает внимание в соответствующую отрасль конкурентов, поэтому меняется содержание рекламы. Если вначале она была информативной, то на этапе зрелости вовлекает в продажи покупателя: рассказывает, почему изделие выгодно отличается от других марок. Создатели продукта на этой стадии расширяют его ассортимент, пытаются увеличить целевую аудиторию
  • Пик
    – Наивысшая точка продаж. Характеризуется снижением расходов на рекламу и высокой прибылью. На пике организаторы рассматривают возможность выхода на международный рынок
  • Снижение.
    – Потребители насыщаются товаром и продажи постепенно начинают падать. Устаревают технологии выделки и свойства товара. Создатели либо «реанимируют» изделие, расширяя линейку, заменяя упаковку, выпуская новую рекламу, либо принимают решение о снятии продукта с производства. Во втором случае может падать качество изделия. Тогда прибыль становится еще выше
  • Завершение
    – Товар устаревает и выходит с рынка, уступив место более современной модели
    Это примерная схема жизненного цикла товара, в реальности иногда пропускаются некоторые этапы или продукт может оставаться на рынке, постоянно модернизируясь.