6 видов спроса в маркетинге
Спрос, как основной компонент маркетинга, определяется как желание и возможность покупателя приобрести тот или иной товар/услугу в зависимости от своих потребностей. Исходя из этого определения маркетологи выделяют несколько разновидностей спроса.
- Негативный
Существует ряд товаров и услуг, в отношении которых у потребителя может возникнуть отрицательная реакция. Задача маркетинга – понять причину негативного отношения потребителей и найти действенный инструмент, способный изменить ситуацию в лучшую сторону.
Примером негативного спроса можно назвать отрицательную реакцию значительной части населения к вакцинации. - Отсутствующий
Он характеризуется отсутствием интереса или даже полным безразличием со стороны покупателя к тому или иному продукту. В этом случае задача маркетинга – найти новые пути влияния на целевую аудиторию и выявить дополнительные преимущества товара для удовлетворения нужд людей. - Скрытый
Он представляет собой скрытую потребность покупателей в продукции или услугах, которую в настоящий момент полностью удовлетворить невозможно.
Примером такого неявного спроса у потребителя можно назвать стремление приобретать пищевые продукты без ГМО, лекарственные препараты без противопоказаний и побочного эффекта, желание купить жилье в экологически чистом районе и др. - Падающий
При падающем спросе наблюдается существенное снижение количества продаж. В этом случае задача маркетолога – выявить причины данного явления, определить пути стимуляции сбыта товара путем поиска новых рынков, изменения ценовой политики, улучшения качественных характеристик и т.д. - Нерегулярный
Для него характерны сезонные колебания (в зависимости от времени года, месяца и даже определенного часа в течение дня). Так, например, спрос на резиновые лодки летом более востребованы, чем зимой, а потребность в общественном транспорте всегда выше в часы пик.
В этом случае маркетологи находят эффективные способы для сглаживания резких колебаний и по времени более равномерно распределяют спрос на товар. Для этого используются такие инструменты, как гибкие цены, меры стимулирования продаж, другие приемы побуждения потребителя. - Полноценный
Для него характерен хороший, равномерный товарооборот. При этом маркетинговые мероприятия призваны поддерживать потребность и желание приобрести продукт даже при меняющихся вкусах покупателей и в условиях все более возрастающей конкуренции.